Работа с заинтересованными лицами (чиновниками, бизнесом и т. д.)

  • Взаимодействие с чиновниками и представителями общественных организаций.
  • Депутаты как посредники в диалоге с исполнительной властью.
  • Прямые переговоры с предприятиями.
  • Покупка измерительных приборов за счёт предприятий.
  • «Звонок сверху»: заручиться поддержкой людей, обладающих телефонным правом.
  • Проведение круглых столов с приглашением органов власти.
  • Участие в межведомственных диалогах.
  • Личные приёмы:
    • в приёмной Государственной думы РФ на Моховой;
    • в интернет-приёмных.
  • Обязать своевременно и достоверно предоставлять информацию о состоянии загрязнения воздуха в адекватном формате.
  • Взаимодействие с налоговой инспекцией по привлечению предприятий.
  • Воздействие на репутацию компаний (репутационные риски), например, через плохие отзывы на Яндекс.Картах.
  • Проведение собраний жителей и встреч с депутатами.

Работа с общественностью и населением

  • Коалиционные действия между группами и каналами по теме загрязнения воздуха.
  • Максимальная огласка через собственные и дружественные ресурсы (в том числе для донесения информации до лиц, принимающих решения).
  • Вовлечение широких масс в практическую деятельность (необходимы простые действия для людей).
  • Гибкость и нестандартный творческий подход.
  • Уверенность, спокойствие, глубокое знание проблемного вопроса, повышение личного профессионализма.
  • Структурированная коммуникация в социальных сетях и мессенджерах.
  • Веерная рассылка постов в группы.
  • Оперативное информирование.
  • Публичный и демонстративный сбор подписей для формирования общественного мнения, в том числе как альтернатива публичным мероприятиям (например, митингам).
  • Инструкции для жителей по составлению жалоб, образцы текстов.
  • Telegram-бот для составления и подачи жалоб.
  • Экологические праздники, участие в городских и общественных мероприятиях со своим информационным стендом.
  • Обеспечение прозрачности проекта и поддержание нейтральной позиции.
  • Креативность: поддержание интереса и актуальности, демонстрация позитивной динамики изменений.
  • Разъяснительная работа с населением по фиксации ухудшения самочувствия, ведение дневника наблюдений.
  • Популяризация среди населения программ фиксации данных (например, timestamp).
  • Поиск ярких лидеров общественной кампании.
  • Факс-атаки на лиц, принимающих решения.
  • Подача уведомлений о проведении митингов и пикетов.

Правовые механизмы и взаимодействие с государственными органами

  • Отслеживание официальных сообщений о проведении общественных обсуждений в рамках ОВОС на ФГИС «Экомониторинг».
  • Изучение местных положений об общественных обсуждениях.
  • Привлечение Следственного комитета:
    • подача заявлений о возбуждении уголовных дел;
    • ходатайства о признании потерпевшим;
    • проведение экспертизы вреда здоровью (установление наличия вреда и ущерба).
  • Привлечение федеральных, региональных природоохранных органов власти и местной администрации для определения источников выбросов.
  • Участие в работе межведомственных комиссий по экологической безопасности (не экосовет при губернаторе) и других комиссиях на местном и региональном уровнях.
  • Получение удостоверений общественных инспекторов Росприроднадзора.
  • Взаимодействие с уполномоченными по правам человека (включая уполномоченных по правам ребёнка).
  • Работа с муниципальными, региональными и федеральными депутатами.
  • Личные приёмы в прокуратуре.
  • Коллективные жалобы, в том числе в прокуратуру.
  • Обжалование бездействия и незаконных решений надзорных и контролирующих органов в вышестоящую и специализированную прокуратуры.
  • Участие в судебных процессах в качестве истцов, третьих лиц и слушателей.
  • Судебные иски по экологическим вопросам.
  • Участие в публичных обсуждениях и слушаниях по вопросам градостроительства и бюджета.
  • Добиваться проведения оценки рисков для здоровья в городах, сводных расчётов выбросов и создания объединённой санитарной зоны.
  • Через Генпрокуратуру добиваться изменения Положения о гидромете в части обеспечения доступа общества к информации.
  • Добиваться составления сводного тома ПДВ и сводного расчёта рассеивания.
  • Инициирование финансовых проверок при реализации природоохранных мероприятий (установка фильтров, очистных сооружений).

Источники данных, работа с наукой, экопросвещение

  • Использование справочника «Вредные вещества в промышленности» (1972 год).
  • Изучение ежегодных государственных докладов:
    • о санитарно-эпидемиологическом благополучии;
    • о состоянии окружающей среды;
    • бюллетеней социально-гигиенического мониторинга;
    • бюллетеней Гидрометцентра по региону.
  • Создание просветительских визуальных материалов о веществах-загрязнителях.
  • Работа с паспортами безопасности химических веществ.
  • Использование экспертных и научно-медицинских статей (Ревич, Онищенко и др.), ресурса «КиберЛенинка».
  • Анализ отчётов регионального казначейства.
  • Публикация и распространение исследований о вреде промышленных предприятий.

Технологии и технические решения

  • Установка камер на промышленные объекты с функцией записи хроники.
  • Фиксация связки «время/место + направление ветра» для определения азимута (https://Windy.com).
  • Использование приложения «Экомонитор 62».
  • Работа с сервисом «Решаем вместе» на портале Госуслуг.
  • Применение технологий искусственного интеллекта.
  • При фото- и видеофиксации использование приложения Timestamp Camera.
  • Постоянная генерация контента для социальных сетей.
  • Автоматизация сбора и визуализации данных через приложения с виджетами и push-уведомлениями.
  • Внедрение системы «экосветофор» — установка физических устройств на улицах города с цветовой индикацией при превышениях.
  • Оперативные уведомления при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) или наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
  • Поиск источников загрязнения местности.
  • Легитимация данных, полученных с общественных недорогих датчиков (low-cost sensors), через интеграцию с научными институтами и сообществами.
  • Использование машинного обучения для прогнозирования загрязнения воздуха.
  • Применение искусственного интеллекта для выявления виновников выбросов на основе показаний сети датчиков, карты движения воздушных масс и метеоусловий.